Совместимые платежные технологии, поддерживаемые регулированием, будут необходимы для предотвращения фрагментации метавселенной и доминирования влиятельных частных интересов, говорится в исследовании Банка международных расчетов (BIS).
Интерес к иммерсивным компьютерным средам, также известным как метавселенная, достиг пика в начале 2022 года, когда название Facebook было изменено на Meta. «То, что метавселенная получит широкое распространение, еще не предрешено», — заявили авторы BIS. Некоторые из вариантов его использования были явно «бесполезными», но даже тогда связь с реальным миром была сильной:
«Объем продаж земли в [метавселенной] до сих пор коррелировал с ценами на недвижимость в реальном мире […]. Тем не менее, это также сильно коррелирует с ценой Биткоина […], что позволяет предположить, что спекуляции являются ключевым мотивом».
Некоторые виды использования продолжают развиваться, и крупные инвесторы по-прежнему интересуются этим сектором. Игры, электронная коммерция, образование и здравоохранение — это области роста в метавселенной. Даже по самым скромным оценкам, к концу десятилетия стоимость рынка в метавселенной составит триллионы долларов.
Исследование делит метавселенную на централизованные и децентрализованные платформы. В централизованном случае платформа принадлежит корпорациям, которые «принимают все решения о том, как платежи работают на платформе». Платежная система платформы централизована и контролируется оператором независимо от способа оплаты. Платформа этого типа имеет собственный токен, которым можно манипулировать для поддержания стабильности или ограничения транзакций пользователей. Примерами могут служить Robux от Roblox и Linden Dollar от Second Life.
Связанный: Meta’s Reality Labs установила рекорд квартальной выручки, но потеряла более 4 миллиардов долларов
Децентрализованные платформы, такие как Decentraland и The Sandbox, зависят от криптовалютных бирж, которые связывают их с более широкой экономикой. Существуют и другие способы оплаты, которые могут стать популярными, например, токенизированные депозиты и цифровые валюты центральных банков (CBDC). CBDC, в частности, хорошо послужат для облегчения трансграничных приложений. В исследовании говорилось:
«Эти системы могут создать лишь иллюзию децентрализации».
Авторы процитировали другое исследование, которое показало, что пользователи часто мало интересуются техническими аспектами управления метавселенной и превыше всего ценят удобство использования. Они добавили, что децентрализованная метавселенная «крошечная» по сравнению с централизованной.
What is the potential economic impact of services in the #Metaverse? Widespread adoption of tech like #VR and #AR could mean a blurring of lines between tradables and non-tradables, greater cross-border integration and new demands on payment services https://t.co/xoSv1tF9gx pic.twitter.com/TGiuXVlpN0
— Bank for International Settlements (@BIS_org) February 7, 2024
Метавселенная потенциально может изменить мировую экономику, сделав цены на услуги менее привязанными к географическому признаку («стирая границы между торгуемыми и неторгуемыми секторами экономики»), способствуя международной географической интеграции и трансформируя рынок труда. Чтобы воспользоваться потенциальными преимуществами возникающей метавселенной, центральным банкам и регуляторам следует принять это к сведению, говорят авторы:
«Чтобы предотвратить фрагментацию виртуальной среды и денег и их доминирование со стороны влиятельных частных фирм, власти, возможно, пожелают активизировать усилия по продвижению более эффективных, совместимых платежей, которые могут удовлетворить требования пользователей».
Исследование, занимающее 29 страниц, было насыщенным информацией и отличалось исключительно ясным языком и структурой аргументации.